Амортизация основных фондов

Процесс производства транспортных услуг предполагает наличие и взаимодействие определенных факторов производства, к которым прежде всего можно отнести капитал АТП в его материально-вещественной форме (имущество предприятия) и труд, представляющий деятельность, связанную с затратами человеческого капитала. Носителями человеческого капитала являются трудовые ресурсы предприятия.

Имущество АТП. Находящееся в собственности или оперативном управлении имущество АТП обеспечивает возможность выполнения плана перевозок грузов и/или пассажиров и определяет экономический потенциал предприятия, а также надежность его функционирования. Имущественный комплекс, используемый на автомобильном транспорте для осуществления перевозок грузов и пассажиров, а также других услуг, может быть представлен как совокупность его основных и оборотных фондов.

Стоимость, состав, источники финансирования основных и оборотных фондов отражены в бухгалтерском балансе предприятия, где рассматриваются в качестве активов предприятия. Различают основные и оборотные активы предприятия. Существуют нематериальные активы предприятия, также рассмотренные в настоящем разделе.

Основные фонды, или средства труда, автотранспортного предприятия служат долгое время и не теряют при этом своей физической сути. То, что основные фонды используются в течение многих производственных циклов, определяет необходимость переноса их стоимости на стоимость транспортных услуг частями пропорционально сроку службы.

В АТП основные фонды - это автомобили, которые используются для перевозки грузов и пассажиров, диагностическое и ремонтное оборудование, здания для хранения автомобилей и складские помещения, административные здания, компьютерная техника и т. п.

Оборотные фонды, или предметы труда, служат в течение одного цикла «производство - потребление», и в соответствии с этим их стоимость по мере потребления в производственном процессе полностью переносят на стоимость транспортных услуг.

В АТП к оборотным фондам относят автомобильное топливо, запасные части, ремонтные материалы, канцелярские принадлежности, смазочные материалы и т.п.

В связи с особенностями продукции автомобильного транспорта, главной из которых является ее невещественный характер, следует отметить достаточно ощутимые отличия структуры имущественного комплекса АТП от структуры имущественного комплекса предприятий других отраслей экономики. Так, например, в общей стоимости основных и оборотных средств первые имеют принципиально больший удельный вес, чем, например, на промышленных или строительных предприятиях. Кроме того, в транспортных предприятиях главным с точки зрения величины необходимых затрат и по востребованности в производстве выступает такой элемент основных фондов, как подвижной состав (транспортные средства), тогда как в промышленности основной элемент - это станки и оборудование, а транспортные средства выступают как пассивная часть основных производственных фондов.

Денежные средства, вкладываемые в основной капитал (строительство производственных зданий АТП, приобретение и аренда автомобилей, закупка нового ремонтного оборудования, реконструкция эксплуатируемых в АТП технических устройств и т.д.), - это капиталовложения, которые вместе с деньгами, вложенными в оборотные средства, в ценные бумаги и т.д., образуют инвестиции в экономику АТП.

    Еще статьи по теме

    Организационно-экономический механизм создания новых рабочих мест в условиях реструктуризации угольной отрасли
    Актуальность работы. Опыт и динамика реализации программы реструктуризации угольной промышленности России, в частности, процесса закрытия убыточных и неперспективных организаций отрасли в 24 угледобывающих регионах и 79 крупных шахтер ...

    Статистический исследование экспорта лесных ресурсов РФ за период 2008-2009 гг.
    Россия является одной из наиболее лесообеспеченных стран мира, а Русский лес издавна пользуется высоким спросом за рубежом. Основными покупателями лесных ресурсов России являются такие страны, как Финляндия, Германия, Великобритания, Ш ...