Исследование и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Переход на рыночные отношения в нашей стране связан, прежде всего, со стремлением повысить эффективность производства, т.е. достичь наибольших результатов при наименьших затратах. Повышение эффективности производства предусматривает мобилизацию внутренних его резервов, в том числе интенсивное использование основных фондов, экономию трудовых и материальных ресурсов, рост производительности труда.

На выявление внутренних резервов как раз и направлен экономический анализ.

Экономический анализ - это комплексное изучение многосторонней деятельности предприятия с целью количественной и качественной оценки достигнутых результатов, установления закономерностей развития, изыскания резервов повышения эффективности производства.

Основной задачей экономического анализа как учения о методологии и организации исследования экономики хозяйственных процессов является познание сущности экономических явлений, измерение воздействия на уровень результативного показателя различных факторов и субфакторов, выявление на основе этого резервов повышения эффективности производства, усиления режима экономии, роста производительности труда, повышения качества работы, увеличения объема перевозок, доходов и прибыли. При оценке влияния отдельных факторов на результативный показатель используются методы: разниц, относительных чисел, структурных коэффициентов, корректировок, соотношений индексов, цепных подстановок.

Цель курсовой работы - изучение основ организации и технических приемов проведения экономического анализа, а также приобретение практических навыков выполнения аналитических расчетов при оценке итоговых показателей деятельности предприятия

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

1. Изучить по рекомендуемой литературе и данным методическим указаниям методы экономического анализа. По прил. 1 выбрать результативный показатель, подлежащий исследованию, ознакомиться с перечнем субфакторов и факторов, влияющих на него.

2. Выписать из прил. 2 исходные данные в аналитическую табл. 1. При этом в качестве плановых принять данные по предшествующему варианту.

3. Выбрать метод оценки влияния отдельных факторов (субфакторов) на уровень результативного показателя.

4. Построить графическую схему взаимосвязи результативного показателя, субфакторов и факторов. Вес внутренние связи между показателями, представленные на схеме линиями связи, выразить в виде аналитических формул.

5. Произвести расчет влияния факторов на уровень результативного показателя.

6. Выполнить все аналитические проверки, имея в виду, что:

· сумма частных отклонений результативного показателя по факторам должна быть равна общему его изменению за изучаемый период;

· отклонения результативного показателя под влиянием каждого фактора, полученные равными способами элиминирования, должны составлять баланс отклонений результативного показателя.

7. Сделать обобщающие выводы по результатам анализа.

Основной задачей экономического анализа как учения о методологии и организации исследования экономики хозяйственных процессов является познание сущности экономических явлений, измерение воздействия на уровень результативного показателя различных факторов и субфакторов, выявление на основе этого резервов повышения эффективности производства, усиления режима экономии, роста производительности труда, повышения качества работы, увеличения объема перевозок, доходов и прибыли.

При оценке влияния отдельных факторов на результативный показатель используются методы: разниц, относительных чисел, структурных коэффициентов, корректировок, соотношений индексов, цепных подстановок.

Прежде чем приступить к расчетам по оценке влияния факторов на уровень результативного показателя, следует определить очередность влияния анализируемых факторов. При установлении очередности в аналитической формуле выделяют количественные и качественные показатели - факторы.

К количественным относят абсолютные показатели и средние величины, получаемые на их базе (среднесуточная погрузка в вагонах, работа дороги, среднесуточный прием груженых или порожних вагонов и т.п.).

Важнейшим признаком количественных показателей является возможность суммирования отдельных показателей, рассчитанных внутри совокупности.

Качественные показатели, как правило, характеризуют общее для всех единиц совокупности свойство, они не суммируются. Например, средняя статическая нагрузка на вагон, средняя дальность перевозки грузов, себестоимость грузовых перевозок и т.п.

При анализе вначале выявляется влияние на результативный показатель изменения количественных (объемных) показателей-факторов, а затем - качественных. В формуле взаимосвязи показателей может быть несколько количественных или качественных показателей. В этом случае очередность оценки факторов определяется логическим путем: для установления очередности оценки влияния этих факторов все они, кроме одного, объединяются и представляются одним сложным показателем - субфактором.

При этом нужно соблюдать следующие правила:

. Нельзя объединять только количественные факторы (показатели).

. Получившийся при объединении субфактор должен иметь реальное содержание.

. Необходимо обеспечить, чтобы один из показателей (фактор или субфактор) в новой формуле записи результативного показателя был количественным, а другой - качественным.

Таблица 1

Исходная информация для анализа причин отклонения отчетного показателя от планового (базового)

Рассмотрим производительность локомотива (Нл), которую можно представить зависящей от среднего веса поезда брутто (Qбрср), среднесуточного пробега локомотива () и коэффициента вспомогательного линейного пробега ().

Аналитическая модель (формула взаимосвязи показателей) имеет следующий вид

При анализе многофакторных результативных показателей, влияние отдельных факторов рассчитывается методом цепных подстановок. Для расчета на влияние на результативный показатель любого фактора исчисляют разность между первой и второй подстановкой. В первой подстановке все факторы принимаются в базисном (плановом) значении, во второй изучаемый фактор принимается в отчетном значении, остальные остаются плановыми (базисными) и т.д. по цепочке.

Разность между последующей и предшествующей подстановками и будет определять влияние изучаемого фактора на результативный показатель.

Анализ способом цепных подстановок производится в специальных таблицах.

В таблице разница межу второй первой строками показывает влияние на производительность вагона первого фактора - среднесуточного пробега локомотива , между третьей и второй строками - второго фактора коэффициента линейного пробега локомотиа , между четвертой и третьей строками - третьего фактора динамической нагрузки на груженый вагон .

Таблица 2 Пофакторный анализ отклонений результативного показателя от базового (планового). Метод цепных подстановок

По результатам этой таблицы можно сделать следующие выводы:

В отчетном периоде производительность вагона увеличилась на 9851,04 ткм. В этом числе от влияния среднесуточного пробега локомотивов на -5748,61 ткм от влияния вспомогательного линейного пробега на -4658,18 ткм, от среднего веса поезда брутто на 20257,83 т-км.

При дальнейшей детализации фактор представляется как результат действия различных факторов:

Аналитическая модель (формула взаимосвязи показателей) будет иметь следующий вид:

Рассчитаем общий пробег вагонов.

ПЛАН

ФАКТ

Таблица 2

Пофакторный анализ отклонений результативного показателя от базового. Метод цепных подстановок.

В таблице разница межу второй первой строками показывает влияние на производительность вагона первого фактора - среднесуточного пробега вагона , между третьей и второй строками - второго фактора общего пробега вагонов , между четвертой и третьей строками - третьего фактора объема работы в эксплуатационных т-км

По результатам этой таблицы можно сделать следующие выводы:

В отчетном периоде производительность вагона увеличилась на 9893,57 ткм. В этом числе от влияния среднесуточного пробега локомотива на -5748,57 ткм, от влияния общего пробега вагонов на 4927,50 т-км, от объема работы на 10714,63 ткм.

Рис. 1. Схема взаимосвязи факторов с отклонением результативного показателя - производительности локомотива

При анализе среднесуточной производительности локомотива следует дополнительно к расчету по оценке влияния на результативный показатель субфакторов и факторов, произвести расчет рабочего парка вагонов, а также пофакторный анализ их отклонения от планового значения.

Такой анализ имеет большое практическое значение повышению интенсивности использования подвижного состава:

1. Определим производительность вагона по формуле:

2. Методом цепных подстановок выполним пофакторный анализ отклонений производительности вагона от планового значения - анализ выполнен ранее в таблице 2.

3. Рассчитать рабочий парк вагонов по плану и отчету по формуле:

4. Используя метод корректировки, рассчитаем рабочий парк вагонов на фактически выполненный объем перевозок по формуле

5. Рассчитать отклонение фактического рабочего парка вагонов от планового (базового значения) в зависимости от объема перевозок и производительности вагона по формулам

6. Выполним анализ отклонений рабочего парка вагонов по факторам суточной производительности. Определим долю (степень) влияния каждого из факторов на изменение среднесуточной производительности локомотива по формулам:

-0,581 + (- 0,471) + 2,048 = 1.

Рассчитаем отклонение рабочего парка вагонов по факторам по формулам

Выполним аналитическую запись пофакторного анализа отклонений от плана (базы) рабочего парка вагонов и балансовую проверку по формулам:

Для наглядности выполненного анализа построим схему графической взаимосвязи факторов и субфакторов - диаграммы отклонений рабочего парка вагонов от плана.

Рис. 2. Графическая взаимосвязь факторов и субфакторов

Вывод: Из диаграммы можно видеть, что дорога работала с большим против плана рабочим парком вагонов на 1487 вагонов. Увеличение рабочего парка связано с ухудшением использования вместимости поезда (3045 ваг.).

    Еще статьи по теме

    Проблемы безработицы и занятости на примере города Камешково Владимирской области
    На сегодняшний день во Владимирской области насчитывается чуть более 25 тысяч безработных. По сравнению с прошлым годом, количество неработающих уменьшилось на шесть тысяч человек. Для борьбы с безработицей разработаны программа содейс ...

    Исследование деятельности ОАО Жуковомолоко
    Организационно-правовая форма и краткая историческая справка об организации и ее деятельности. В 1970 году на Калужской земле в 100 км от Москвы был построен молочный завод, производивший молоко, сметану и творог. В настоящее время ...