Модель поведения потребителя. Полезность товара

В способности благ удовлетворять те или иные потребности человека заключается их полезность. Приобретая те или иные блага, люди сами как бы оценивают полезность этих благ для себя. Эта оценка материализуется в цене, которую человек готов заплатить за удовольствие (полезность), полученное от потребляемого блага. Таким образом, теория полезности объясняет процесс формирования цены на товары и услуги.

Теория полезности в развитии экономической науки играет очень важную роль. Она зародилась в XVIII в. И основным объектом ее исследования стала сфера обращения, а не производства, как такового. Поскольку именно в обороте происходит индивидуальная оценка полезных свойств различных благ, как покупателями, так и продавцами в результате их взаимодействия и формируется ценность блага, его цена. Каждый покупатель решает самостоятельно вопрос, какое количество денег он готов отдать, чтобы получить нужное ему благо. В основе этого учения лежит формирование цены - определение покупателем ценности блага.

Дальнейшее свое развитие теория полезности получила в теории предельной полезности, т. е. полезности, которую получает потребитель, приобретая каждую последующую добавочную единицу блага.

Сам термин «полезность» появился в науке благодаря английскому социологу И.Бентаму (1748-1832). Но связь между ценностью товара и полезностью, получаемой от его потребления, смог объяснить только А.Смит (1723-1790), который определил разницу между «ценностью в потреблении» и «ценностью в обмене».

А в 1862 г. английский экономист У. Джевонс (1835-1882) выдвинул теорию предельной полезности и доказал ее причастность к рыночной цене. Полное изложение теории предельной полезности представлено им в работе «Теория политической экономики» (1871).

С точки зрения экономической теории, полезность товара можно измерить двумя методами: кардиналистским и ординалистским. Кардиналистский метод (К. Менгер, Л. Вальрас) предполагает абсолютно точное, количественное нахождение величины полезности - «ютиль». Ординалистский метод измерения полезности предполагает определенный порядок (ранжирование), в силу которого потребитель выбирает наиболее предпочтительный для себя набор товаров из множества ему доступных. Ординалисты (В. Парето, И. Фишер, Дж. Хикс) понимали полезность как ранжирование предпочтений.

Итак, с точки зрения кардиналистов, потребительское поведение

- это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их доходов и личных предпочтений. Потребляя определенный набор единиц товара, потребитель получает некую удовлетворенность, которую принято считать общей полезностью.

Предельной

называют полезность, равную увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара. Допустим, мы собираемся утолить жажду, потребность в первом стакане воды будет очень высокая; предельная полезность второго и третьего стакана воды соответственно будет ниже. Это объясняется тем, что ни второй, ни третий стакан воды не будет нами оценен, так как первый, поскольку интерес к воде пропадает, как только мы перестаем оценивать полезность вновь приобретаемых единиц блага (2й и 3й стакан воды). Почему это происходит? Потому что вода постепенно удовлетворяет наши потребности в утолении жажды.

Принцип убывающей предельной полезности называют первым законом Госсена

, именем немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1858) впервые его сформулировавшего в 1854г. Этот закон содержит два положение. Первое фиксирует убывание полезности последующих единиц блага в непрерывном его потреблении, так что достигается полное насыщение этим благом. Второе - убывание полезности первых единиц блага при повторных потреблениях.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Исследование использования производственных мощностей предприятия (на материалах ОАО Автоагрегат)
Производственные мощности являются исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Они отражают потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной ...

Основной капитал предприятия и эффективность его использования в ООО Горно-промышленная компания
Актуальность темы заключается в том, что проблема повышения эффективности использования основного капитала и производственных мощностей предприятий занимает центральное место в период перехода России к цивилизованным рыночным отношения ...