Правило потребительского поведения

Правило потребительского поведения гласит, если каждая последующая единица товара обладает все меньшей и меньшей предельной, или добавочной, полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы товара, лишь при условии снижения их цены. Закон убывающей предельной полезности

позволят объяснить, как следует покупателю распределить свой денежный доход между различными товарами или услугами, которые он может купить.

Итак, какой именно набор товаров или услуг из тех, что потребителю может позволить его денежный доход, приносит ему наибольшую полезность?

Правило максимизации полезности:

Другими словами потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку товаров таким образом, что

(2.0)

где MUA, MUB, MUD - предельная полезность товаров А, В, D;

PA, PB , PD - цена наборов А, В, D;

λ - величина, характеризующая предельную полезность денег.

Это равенство (2.0) объясняется отношением MUA/PA, представляющее собой прирост общей полезности при увеличении расходов потребителя на покупку товара А на 1 руб.

Таким образом, равенство (2.0) показывает, что в равновесном состоянии (максимально возможного уровня совокупной полезности при данной величине дохода и цен на товары) полезность, полученная из последней денежной единицы, потраченной на потребление какого-либо товара, будет одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована. Это положение получило название второго закона Госсена

.

Постоянно действующий закон убывающей предельной полезности позволяет объяснить нисходящую форму кривой спроса. Так называемый эффект дохода

состоит в том, что если цена товара снижается, то реальный доход (покупательная способность) потребителя увеличивается. Снижение цены на товар, увеличивая доходы потребителя, стимулирует его на приобретение гораздо большего количества того или иного товара.

Согласно эффекту замещения

потребитель будет покупать больше продукции, цена, которой снизилась, и заменять ею другие товары, которые пи этом относительно подорожали. Эффект дохода и эффект замещения дополняют друг друга, определяя способность и стимулируя желание потребителя купить большее количество товара по низкой цене, нежели, чем по высокой.

Однако возможна ситуация, когда снижение цены на товар приводит к снижению спроса на него, такой товар называется товаром Гиффена.

При снижении цены на товары низшего качества эффект замещения ведет к росту величины спроса, а эффект дохода к ее снижению. Если эффект дохода слабее эффекта замещения, то величина спроса на товар будет расти. Когда же эффект дохода сильнее эффекта замещения, уровень спроса на товар снижается, и кривая спроса в этих условиях является возрастающей функцией цены - парадокс Гиффена

.

Еще статьи по теме

Исследование финансово-хозяйственной деятельности ООО СургутГлавЭкспертиза
В период с 01.06.2011г. по 12.07.2011г. я проходил учебную практику в Обществе с ограниченной ответственностью «СургутГлавЭкспертиза», специализирующимся на проведении досудебных и судебных экспертиз, а так же на оказании консультацио ...

Организация кофейни Arabica
В связи с ростом потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов в сфере производства и услуг возникает потребность в разработке и использовании методов делового планирования и инвестиционного анализа, отвечающих современным требов ...