Кривые и карта безразличия. Предельная нома замещения. Бюджетная линия

Склонность потребителя приобретать тот или иной товар еще не означает, что он этот товар купит. Если он предпочитает апельсины яблокам, но цена на апельсины высока, потребитель купит, скорее всего, яблоки. Его потребление ограничиваются двумя весьма неприятными обстоятельствами: доходом потребителя и ценой товара.

Поскольку одним из основных инструментов анализа в порядковой теории полезности является кривая безразличия. Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия.

Кривая безразличия - это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие потребителю одинаковый уровень полезности (рис. 2).

Рис. 2 Кривая безразличия

На представленной, на рис. 2 кривой безразличия выделены четыре точки, соответствующие четырем равно полезным для потребителя комбинациям двух благ (Х и Y). Эти комбинации товаров дают потребителю одинаковое общее удовлетворение. Комбинации товаров, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться выше или ниже представленной на (рис. 2) кривой безразличия.

Набор кривых безразличия для одного потребителя одной пары товаров образует карту безразличия (рис. 3). Карта кривых безразличия однозначно выражает предпочтения потребителя и позволяет предсказать его отношение к любым двум сочетаниям различных благ.

Рис.3 Карта безразличия

Карта безразличия представляет собой графическое изображение системы предпочтений потребителя. Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Однако выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом.

Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Не всякий товарный набор доступен потребителю. Если весь свой фиксированный доход (М) потребитель тратит на покупку товаров Х и Y в количествах QX и QY по ценам PX и PY , то бюджетное ограничение может быть записано следующим образом: M = PX ×QX + PY ×QY .

Решив это уравнение относительно QY , получим уравнение бюджетной линии:

Бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы). Бюджетная линия изображена на рис. 4.

Рис. 4 График бюджетной линии.

Точки пересечения бюджетной линии с осями координат можно получить следующим образом: если потребитель весь свой доход (М) израсходует на покупку товара Х, то он сможет приобрести М/PX единиц этого товара; аналогично, для товара Y - М/ PY единиц.

Из уравнения бюджетной линии видно, что она имеет отрицательный наклон. Соотношение цен товаров PX /PY определяет угол наклона бюджетной линии, а отдаленность от начала координат - величина бюджета.

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.

Товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью потратить бюджет потребителя.

Если при фиксированных ценах на товары и неизменных предпочтениях потребителя его бюджет увеличивается (уменьшается), то бюджетная линия отодвигается от начала координат параллельно самой себе вверх (вниз).

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Статистический исследование экспорта лесных ресурсов РФ за период 2008-2009 гг.
Россия является одной из наиболее лесообеспеченных стран мира, а Русский лес издавна пользуется высоким спросом за рубежом. Основными покупателями лесных ресурсов России являются такие страны, как Финляндия, Германия, Великобритания, Ш ...

План производства и реализации продукции
Определение планового выпуска товарной продукции Наименование ресурса Норма расхода Расход на производство Ограничение К-1 К-2 ...