Рынок труда, спрос на труд

Рынок труда является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и зар платы. Сейчас рынок труда представляет систему общ. отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда - это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

Разнообразие моделей рынка труда можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда. Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды.

Существует также рынок труда отдельных профессий. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и мат. обеспеченности: 1* высокопроф. работники с высоким соц. статусом и стаб. занятостью. Уровень оплаты и условия труда соотв-т мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экон. уровня и уровня инфляции. 2* работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалиф. работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции. 3* работники, занятые физ. трудом, преимущ-но в обраб. и добыв. отраслях промышленности. 4* работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой произв-тью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована. 4* контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

Еще статьи по теме

Особенности планирования себестоимости и цен на продукцию предприятий строительного комплекса
Издержки производства и реализации или себестоимость продукции, работ и услуг представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов ...

Себестоимость продукции
Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Все затраты предприятия на производство ...