Концепция и варианты использования Стабилизационного Фонда

Основное предназначение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния формулируется как обеспечение выполнения государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта не возобновляемых природных ресурсов.

Кроме того, максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Чтобы обратиться к причинам того, что побудило правительство к созданию данного стабилизационного финансового инструмента, необходимо вспомнить идею «Бюджета развития», появившуюся в Российской истории 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.

Бюджетное нововведение воплотилось в реальность и просуществовало до 2000 года.

К этому времени механизм расходования средств налогоплательщиков в виде госинвестиций в производственные проекты был остановлен.

Проблема финансирования экономики того времени прежде всего выражалась в неумелом и неэффективном расходовании средств: неперспективные проекты, которые в большинстве случаев являлись «черными дырами» или использовались в целях теневой экономики; так же стоит учесть неотработанную экономическую систему государства, многие процессы в которой работали неверно, неэффективно или вовсе отсутствовали.

Новая идея стабилизационного фонда (2003 года) поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными словами, средства стабфонда, в отличие от средств «бюджета развития», предназначались к «проеданию» в голодный день: Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как всероссийская «заначка» с некоторыми дополнительными функциями. Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Бюджеты последних лет формировались с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь «сверхпрофицит», который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабфонд.

Копилка из части доходов бюджета, обеспеченных высокими ценами на нефть, может обезопасить экономику на годы неблагоприятной конъюнктуры. Идея заботы о будущих поколениях превратилась в финансовый резерв - заначку на выплаты кредиторам в 2003 году.

После этого финансовый резерв должен был прекратить свое существование. Но правительство решило сохранить резерв, переделав его с 2004 года в стабилизационный фонд.

Стабилизационный фонд (первое время его возвышенно называли фондом будущих поколений) казался эффективным способом борьбы с ежегодными попытками пустить дополнительные доходы бюджета на популистские цели.

Возник вопрос - какие источники доходов закрепить за стабилизационным фондом? Это могут быть дополнительные налоговые поступления, формирующиеся в экспортных отраслях. Например, определенная доля акцизов или экспортной пошлины на нефть, или на нефть и газ.

Другого варианта придерживаются специалисты Института экономики переходного периода (ИЭПП), чья точка зрения актуальна и в современных условиях. Они считают, что источником формирования фонда должны быть все доходы федерального бюджета, возникающие при превышении цен на нефть среднего уровня за последнее десятилетие.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Аренда основных средств предприятия металлургической отрасли ОАО МГОК
Актуальность темы обусловлена тем, что хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурс ...

Сравнительный исследование экономических моделей и систем
Актуальность данной работы обусловлена сходством в развитии экономических отношений между Россией и некоторыми азиатскими странами. Россия поддерживает экономические отношения со многими странами ЮВА: импортирует из Японии рыбопродукты ...