Возможности использования средств стабилизационного фонда с позиции модели IS - LM

Стабилизационные фонды создаются в странах и регионах, где значительная часть доходов бюджета формируется от добычи полезных ископаемых. Такие фонды созданы, в частности, в Норвегии, Венесуэле, Чили, Кувейте, США (штат Аляска), Канаде (провинция Альберта). В этих странах источником для формирования стабилизационных фондов являются преимущественно доходы от нефтедобывающей промышленности. В Чили источником средств для стабилизационного фонда являются поступления от добычи меди.

Стабилизационные фонды можно условно разделить на три вида по их назначению:

. Стабилизационные фонды в узком определении.

Они наполняются в период высоких цен на сырье и высоких доходов бюджета от налогообложения добычи и экспорта сырья и расходуются в период низких цен на сырье, когда в бюджете возникает дефицит.

. Фонды будущих поколений. Эти фонды ориентированы на длительную перспективу и начнут расходоваться только тогда, когда будут исчерпаны запасы сырья в стране. Помимо доходов от добычи полезных ископаемых, большую роль для формирования таких фондов играют доходы от инвестирования накопленных средств. Расходование этих фондов в рамках текущего бюджета законодательно ограничено или запрещено.

. Фонды, предназначенные для аккумулирования и распределения природной ренты среди населения.

Средства такого фонда регулярно распределяются по индивидуальным счетам граждан.

На деле для большинства стабилизационных фондов характерно совмещение всех трех или каких-либо двух функций.

Первый вид является наименее эффективным для экономики, так как не обеспечивает её развития, в случае возникновения дефицита в результате падения цен на ресурсы расходование средств таких фондов может вызвать всплеск инфляции, в целом ухудшив положение как населения, так и хозяйствующих субъектов (особенно добывающих компаний). Однако подобного рода фонды выступают в качестве своеобразного гаранта и на время стабильной динамики цен на ресурсы повышают степень доверия к проводимой экономической политике.

Стабилизационные фонды второго вида создаются в основном в странах с высоким уровнем жизни и призваны накопить средства для компенсации долгосрочных негативных сдвигов в ресурсной базе бюджета и/или его социальных обязательствах, другими словами, сохранить высокий уровень потребления и социальных показателей в будущем.

Третий вид стабилизационных фондов в основном направлен на стимулирование потребления населения, так в масштабах страны доходы от добычи полезных ископаемых в расчете на душу населения будут составлять не слишком значительную сумму. Возможно, часть этих доходов будет направлена на сбережение, а затем на инвестиции, но, скорее всего, не вызовет заметных изменений в масштабах экономики страны.

Государства Ближнего Востока обеспечивают высокий уровень жизни, развитие инфраструктуры, получение образования внутри страны и за рубежом. Эти страны идут по пути использования природной ренты на покрытие текущих нужд, в том числе социальных, и создание финансовых резервов. Например, в Кувейте при рождении ребенка на его банковский счет зачисляется 3 тыс. долл. Каждый житель Кувейта имеет право на беспроцентную ссуду на строительство жилья - около 220 тыс. долл. Ежемесячно выплачиваются пособия по 170 долл. на несовершеннолетнего ребенка и 300 долл. на неработающую жену. Государство оплачивает лечение и обучение граждан за границей и т.д.

В Йемене практически отсутствует квартплата, бесплатный общественный транспорт, очень низкие подоходные налоги с физических лиц. Почти все ближневосточные страны идут по пути использования природной ренты на покрытие текущих нужд и создание финансовых резервов, но не стремятся при этом диверсифицировать экономику и снизить зависимость от углеводородных ресурсов. В этой ситуации особого внимания заслуживает Бахрейн. Небольшая страна Персидского залива быстро исчерпала свои природные запасы, но еще в 70-е гг. приступила к развитию других отраслей экономики. Благодаря доходам от природной ренты Бахрейн превратился в финансовый центр, сохранил нефтеперерабатывающие мощности, обеспечил высокий уровень жизни населения.

В Норвегии природная рента служит источником не только государственных безвозвратных расходов (имеются в виду социальная сфера, госаппарат, государственные функции), но и развития экономики. Средства, которые поступают сверх предусмотренных бюджетом страны расходов, направляются на инвестиции в экономику и ценные бумаги. Последние являются не только инструментом инвестиций в страну, но и способствуют снижению риска перегрева экономики и рынка сбережений, так как приобретаются и иностранные ценные бумаги.

Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 г., является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 г. на уровне 27 долл. США за баррель сорта Юралс).

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Жизненный цикл услуги и ассортиментная политика
Продукт, попав на рынок, живет своей особой жизнью, которая называется ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ УСЛУГИ. У различных продуктов разный жизненный цикл. Он может длиться от нескольких дней до десятков лет. Впервые концепция ЖЦП была опубликована ам ...

Приватизация в России исследование ошибок и результаты
Переход к рыночной экономике - сложный социально-экономический и общественно-политический процесс. Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с пе ...