Использования средств стабилизационного фонда для стимулирования экономического роста

В принципе, возможны два альтернативных направления поддержания национальной конкурентоспособности: финансирование реализации национальных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики и реализацию конкурентных преимуществ; снижение налоговой нагрузки на производство (прежде всего, обрабатывающую промышленность и высокотехнологичную часть сектора услуг).

В рамках этих вариантов возникает потребность в использовании ресурсов Стабилизационного фонда: в первом случае - для финансирования государственных инвестиционных программ, во втором - для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета.

Масштабы ресурсов стабилизационного фонда. Складывающиеся темпы накопления средств в Стабилизационном фонде значительно превышают оценки, принятые в бюджетных расчетах.

Это связано, прежде всего, с мировыми ценами на нефть, существенно более высокими, чем принятые не только в консервативном, но и благоприятном варианте прогноза.

При сохранении высоких цен на нефть базовая величина Стабилизационного фонда - 500 млрд. руб. - может быть достигнута уже к концу 2004 г. (таблица 1). Таким образом, начиная с 2005 г. появляется возможность использовать часть средств Стабилизационного фонда для финансирования государственных расходов.

Таблица 1. Прогноз поступления средств в Стабилизационный фонд, млрд. руб.

Показатель

2006

2007

2008

2009

Поступление средств нарастающим итогом

591

1111

15578

2063

Поступление в текущем году

591

519

467

485

в том числе за счет:

НДПИ (нефть)

170

219

206

219

вывозных пошлин

227

300

261

267

Ожидаемые поступления в Стабилизационный фонд (ежегодно - 470-520 млрд. руб.) существенно - на 230-300 млрд. руб. - превысят предполагаемое использование его средств по следующим основным направлениям:

финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда России (75-200 млрд. руб. за год);

погашение внешнего долга (40-170 млрд. руб. за год);

стерилизация денежной эмиссии за счет аккумулирования денежных средств бюджета в Банке России.

Механическое накопление поступающих в Стабилизационный фонд средств на счетах в Банке России может привести к избыточному стерилизационному эффекту и тем самым вызвать ухудшение макроэкономической ситуации.

Как показывают расчеты, ситуация на денежном рынке может качественно измениться. Объем денежных средств, эмитируемых Банком России при покупке валюты в официальные резервы4, станет недостаточным для покрытия растущего спроса экономики на деньги.

В этих условиях отток денежных средств из экономики на счета Стабилизационного фонда способен привести к резкому падению ликвидности банковской системы и спровоцировать банковский кризис.

Макроэкономический эффект инвестирования. Один из способов избежать негативных эффектов, связанных с избыточной стерилизацией эмиссии, состоит в направлении части средств Стабилизационного фонда на расширение государственных инвестиций.

Как показывают расчеты, учитывающие оценки потенциальной емкости государственных инвестиционных проектов, на инвестиции может быть направлено: в 2011 г. - около 75-80 млрд. руб. (30% избытка ресурсов Стабилизационного фонда), в 2012 г. - 160 млрд. руб. (70%), в 2013 г. - 240 млрд. руб. (80%).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по теме

Статистика денежного обращения
Предметом изучения статистики денежного обращения и кредита является количественная характеристика массовых явлений в сфере денежного обращения и кредитных отношений. Денежное обращение- это движение денег во внутреннем обороте в нал ...

Исследование хозяйственной деятельности предприятия ГП Новый Свет
Переход страны к рыночной экономике поставил предприятия в новые условия, характеризующиеся конкуренцией, сокращением рынка сбыта, сложностью поиска источников сырья, ограничением финансовых ресурсов и др. Полный доступ к внешней среде ...