Политика развития научно-производственного потенциала

Ведущее значение подсистемы развития в системе государственного регулирования экономики связано с ключевой ролью научно-технического прогресса в обеспечении современного экономического роста. Политика развития включает в себя: определение приоритетов долгосрочного социально - и технико-экономического развития, сохранение и развитие научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, научно-технической и финансовой политики.

. Выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития предваряют политику развития экономики на основе современных технологий, разработку и реализацию программ по ее осуществлению.

К приоритетным направлениям относятся, в частности, следующие:

· освоение современных информационных технологий;

· развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической и других отраслей промышленности;

· развитие нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения;

· создание наноматериалов с заранее заданными свойствами;

· развитие лазерных технологий;

· обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;

· комплексное развитие ракетно-космической промышленности;

· обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций;

· развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления;

· развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;

· развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах;

2. Работу по сохранению и активизации научно-промышленного потенциала в нынешних условиях его глубокого разрушения необходимо концентрировать на следующих направлениях:

· обеспечение приоритетности государственной поддержки НИОКР, конверсии наукоемкой промышленности и стимулирования НТП, утроение государственных расходов на эти цели;

· стимулирование передачи технологий из военного в гражданское производство;

· выявление и поддержка развития технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке, реализация целевых программ их распространения;

· разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов);

· субсидирование импорта перспективных современных технологий и научно-технической информации;

· создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР, включая венчурные фонды, коллективные научные и информационные центры, инженерные парки и пр.

3. Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития, ключевым для преодоления депрессии. Реализация этого направления включает следующие элементы:

· учет всех затрат предприятий на цели проведения НИОКР, модернизации производства и внедрения новых технологий в составе издержек производства, их освобождение от налогообложения;

· субсидирование расходов на защиту интеллектуальной собственности на отечественные изобретения и разработки за рубежом;

· разрешение страховым компаниям и пенсионным фондам участвовать в венчурных проектах ;

· сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование их деятельности по предоставлению услуг пользования информационными сетями и базами данных и закупке научной литературы;

· поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств, создание сети технологических центров и парков коллективного пользования;

· активное вовлечение в осуществление приоритетных направлений НТП научно-технического потенциала СНГ;

· защита интеллектуальной собственности, обеспечение прав на нее.

. Прогнозирование и планирование развития экономики. Политика развития должна определять содержание бюджетной, внешнеторговой, промышленной и других составляющих экономической политики государства, которые необходимо увязывать посредством прогнозирования, программирования и индикативного планирования развития экономики страны.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Национальная экономика цели функционирования и структура
Данная курсовая работа посвящена изучению национальной экономики. В ней излагается система знаний, имеющая огромное познавательное и образовательное значение. В предмете курсовой органически сочетаются общие вопросы национальной эконом ...

Приватизация в России исследование ошибок и результаты
Переход к рыночной экономике - сложный социально-экономический и общественно-политический процесс. Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с пе ...