Оценка технологического развития экономики регионов России

Оценить уровень инновационной активности региона можно с помощью индекса IAK(i), который для каждого i-ого региона вычисляется с помощью показателя удельных (на одного занятого) затрат на исследования и разработки (xi), который соотносится с аналогичным показателем региона-лидера:

IAK(i) = ( xi / max {xi} )100%

Для нашей выборки регионом-лидером по инновационной активности в 2009 г. являлся Пермский край, для которого индекс IAK(i) является максимальным и равен 100%; все остальные регионы имеют значения индекса IAK(i) от нуля до 100%. Таким образом, индекс инновационной активности IAK(i) строго пронормирован.

Оценить технологический уровень экономики региона можно с помощью индекса ITE(i) который для каждого i-ого региона вычисляется как средняя двух относительных индексов производительности труда и энергоотдачи:

ITE(i) = ( IP(i) + IE(i) ) / 2

где IP(i) = (Pi / max {P})×100% - индекс производительности труда относительно региона-лидера;E(i) = (Ei / max {E})×100% - индекс энергоотдачи относительно региона-лидера.

Для построения классификации регионов можно воспользоваться следующей градацией технологического уровня:

- низкий ( ITE(i) ≤ 33% )

средний ( 33% < ITE(i) ≤ 66% )

- высокий ( ITE(i) ≥ 66% )

Аналогичный принцип можно использовать при градации регионов по уровню инновационной активности, который задает своего рода предложение инноваций:

низкий ( IАК(i) ≤ 33% )

средний ( 33% < IАК(i) ≤ 66% )

высокий ( IАК(i) ≥ 66% )

Данные по расчетам представлены в таблице 3.

Табл. 3 Показатели развития экономики регионов России в 2009 г

Регион

Индекс инновационной активности региона, %

Индекс технологического уровня региона, %

Московская обл.

15,2-низкий

34,7-средний

Пермский край

100

32,8-низкий

Белгородская обл.

14,9-низкий

29,5-низкий

Курская обл.

15,1-низкий

27,3-низкий

Тюменская обл.

17,2-низкий

100

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень инновационной активности и технологический уровень регионов достаточно низки, что говорит о необходимости реформирования экономики для предотвращения дальнейшего отставания отдельных регионов от регионов-лидеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основе рассмотренных данных, с учетом сложившегося положения и реальных возможностей основных отраслей реального сектора экономики в области производства средств вычислительной техники и телекоммуникаций можно выделить такие задачи, как удовлетворение внутреннего спроса на контрольно-измерительные приборы и средства связи за счет отечественного производства, при сохранении импорта вычислительной техники и стандартного программного обеспечения и развитии сотрудничества в интересах кооперации с зарубежными фирмами.

По мере преодоления кризиса экономики в России активизируется инновационный процесс. Однако в настоящее время задача состоит не в том, чтобы дать возможность инновациям следовать за экономическим ростом, а в том, чтобы с помощью активной промышленной политики превратить их в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечить ее переход на инновационный путь развития и освоение достижений технологического прогресса.

Государственная поддержка развития промышленности должна обеспечить, прежде всего, создание главного материального фактора обновления технологической базы производства - систем высокопроизводительных машин, оборудования и технологий, реализующих современные достижения науки и техники, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции и услуг населению.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Исследование хозяйственной деятельности предприятия ГП Новый Свет
Переход страны к рыночной экономике поставил предприятия в новые условия, характеризующиеся конкуренцией, сокращением рынка сбыта, сложностью поиска источников сырья, ограничением финансовых ресурсов и др. Полный доступ к внешней среде ...

Исследование финансового состояния предприятия (по материалам ОАО Ливгидромаш)
Экономическая реформа в России (процессы разгосударствления, демонополизации, приватизации) привела к новым отношениям в сфере хозяйственной деятельности предприятий. Но усилия органов государственной власти в ходе реформы были направл ...