Экологическая безопасность

Возрастающее загрязнение окружающей среды в результате производственной деятельности определяет необходимость перехода к такой его организации, которая основана на учете требований экологии.

Наиболее распространенной постановкой вопроса является сокращение выброса загрязняющих окружающую среду веществ, и лишь в отдельных случаях речь идет о ликвидации последствий загрязнения. Кроме того, в последнее время приобретает все большее значение вопросы защиты потребителей от некачественных продуктов питания, защиты почв, водных ресурсов, ландшафтов и видов живых организмов. Через установление норм и допустимых границ содержание вредных веществ в продукции или в земельных, водных и других естественных ресурсах эти проблемы все больше влияют на сельскохозяйственное производство.

Экологическое право представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранной и природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Закон РФ "Об охране окружающей среды 2002 года" и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ 2001, Закон РФ "О недрах", Лесной Кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ "О животном мире", а также другие законодательные и нормативные акты.

В 2001 г. Государственной Думой был переработан старый закон с учетом новых экономико-правовых отношений, складывающихся в России, и 10 января 2002 г. он вступил в силу как федеральный закон №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В нем определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие:

- сбалансированное решение социально-экономических задач;

- сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в деле охраны окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения.

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду направлен федеральный закон РФ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В нем определены полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека.

Для осуществления выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также размещение отходов предприятия- загрязнители обязаны иметь официальное разрешение в виде лицензии, которая выдается Министерством природных ресурсов по Омской области.

ПО "Полет" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" оказывает определенное воздействие на экологическую обстановку.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Исследование деятельности ОАО Жуковомолоко
Организационно-правовая форма и краткая историческая справка об организации и ее деятельности. В 1970 году на Калужской земле в 100 км от Москвы был построен молочный завод, производивший молоко, сметану и творог. В настоящее время ...

Идеологи и организаторы потребительской кооперации
В настоящее время потребительские кооперативы начинают создаваться, во-первых, на проверенных историческим опытом и временем кооперативных постулатах - кооперативных принципах и ценностях. Во-вторых, современная потребительская коопе ...